Рама гексакоптера своими руками

04 Сразу хочу оговориться.

Я не проектировщик и не конструктор. Никогда ничего летательного не проектировал.
Я не электронщик, мои знания на уровне воткнуть вилку в розетку.
Я не программист, хотя неплохо управляюсь с компьютером, графическими и прочими редакторами, а так же мобильными гаджетами.

Это не учебное пособие, а скорее дележка впечатлениями и демонстрация того, что даже не такой просвещённый человек как я вполне способен что-то сделать своими руками. 🙂 А так же не претендую на истину последней инстанции, это всего лишь мой опыт и выражение моей точки зрения.

Этим хобби увлекся имея конкретную цель, а именно фото и видео съемка с большой высоты. Прежде всего это нужно для работы, хотя и моя инициатива. Поэтому требования к мультикоптеру гораздо выше чем просто полеты по fpv, ведь надо поднимать приличный вес, а перспектива потерять аппарат и камеру не очень радует.

Полагаю, у каждого своя история прихода в это хобби, но, вернемся к раме.

Это моя четвертая попытка изготовить каркас самостоятельно. Первые три были скорее поиском и экспериментом.

all

Мне хотелось и компактную, и складную, и разборную, но в итоге пришел к выводу, если строить раму для фото и видео съемок, то надежнее всего её классический вид, и это как минимум гекса на 6-и моторах.

Но зачем изобретать то, что можно купить в любой конфигурации? А по нескольким причинам, и прежде всего — стоимость. Крепкая, удобная для сборки рама начинается от 500 уе и выше. И это как правило без шасси. Все что ниже по стоимости обычно хлипкие конструкции требующие доработки. Хотя и на них вполне можно летать.

Конечно же у самодельной рамы по мимо плюсов есть и минусы:

  1. нужно не мало повозится.
  2. вес рамы утяжеляется, ведь это не карбон а стеклотекстолит и алюминий, которые в добавок грунтуются и красятся. Но, разработав раму под себя, никто не мешает воссоздать ее в карбоне.

Так что делать раму самостоятельно или покупать готовую зависит от кошелька и конечно от желания заниматься творчеством. Ведь это хобби и развлечение, а не только ради работы.

Мои требования к конструкции были следующие:

  1. Все, из чего сделана рама, должно продаваться в соседних магазинах.
  2. Аккуратный внешний вид.
  3. Удобство монтажа электроники.
  4. Удобная сборка, разборка, замена элементов.
  5. Удобство смены аккумулятора.
  6. Удобство замены одного подвеса на другой, а так-же правильное его расположение для выравнивания центра тяжести конструкции. Центр тяжести должен находится в центре рамы.

По стоимости получилось следующее:

  • Стеклотекстолит 2мм не фольгированный, кусок 0,5х1 м (с запасом) – 375 руб.
  • Алюминиевая труба 1000х16х1 – 3 шт – 120 руб/шт
  • Алюминиевая труба 1000х10х1 – 1 шт – 90 руб.
  • Грунтовка для алюминия (в баллончике) 1шт —  150 руб.
  • Краска черная (в баллончике) 1 шт — 160 руб.
  • Пластиковая салатница 1шт – 70 руб.
  • Винты, гайки и шайбы м3.
  • Напилить на станке ЧПУ – до 1000 руб. (где то можно и дешевле)

Итого выходит около 2500 руб.

За эти деньги я получаю крепкую раму с шасси, продуманными под свои задачи элементами крепления, а так-же быстрое воссоздание деталей в случае поломки.

Далее собственно фото процесса от начала и до полета. Про электронную начинку стоит говорить отдельно, там тоже все не так однозначно, да и этот пост все-таки о раме.

Итак…. Сперва подыскал в интернете понравившейся мне прототип. Понравилась эта рама тем, что крепления круглых лучей делаются из того же материала что и другие части рамы и еще своеобразной фиксацией аккумулятора, которая облегчает его замену.
Присмотрел готовую раму

На его основе воссоздал в illustrator детали конструкции.
illustrator

Для наглядности начертил в 3D, чтоб понять, все ли сходится как надо. 
02-После Cinema 4D для наглядности

Рендер модели
02-рендер

Дальше пошла рутина 🙂  Забрал напиленные детальки.
03-Приехали детальки

Зашкурил
04-Подготовка к зашкуриванию

Так как это стеклотекстолит, зашкуривал с водой.
05-Зашкуривание с водой

Сушка.
06-Сушка после промывки

Покраска.
10-Покраска11-Покраска12-транспортировка

Сушка дома еще на сутки.
13-окончательная сушка

Готовая деталь мотормаунта.
14-деталь после покраски

Так как на 6-и моторах достаточно большие токи, изготавливаю раздатку питания из меди, которую смог найти в магазине.
15-раздатка питания16-раздатка питания17-раздатка питания18-раздатка питания19-раздатка питания20-раздатка питания

Это запрессовочная гайка для печатных плат. Выбрал ее по тому, что просто удобно собирать раму пользуясь только отверткой, в добавок на прототипе были использованы именно такие гайки. Хотя можно было обойтись обычными.
23-Запрессовочная гайка24-Впрессовка гаек25-Сборка ног шасси26-Почти собранные шасси30-проставки из карбоновых трубочек31-монтаж проставок

Шасси готовы.

32-собранное шасси
43-шасси

Теперь дело за начинкой.
33-моторы и регули34-моторы и регули35-моторы36-сборка45-подсветка40-дело движется к завершению

Защитный купол для электроники (из салатницы), а так-же для маскировки внутренностей аппарата.
37-подготорка купола39-купол41-дело движется к завершению


Одновременно с рамой решил изготовить подставку для пульта управления, с креплением на нее монитора, приемника телеметрии и видеосигнала. Собственно схема та же. Нашел прототип, начертил, вырезал, зашкурил, покрасил, собрал.
50-Senderpult-150-Senderpult-250-Senderpult-350-Senderpult-5


Испытания 🙂

020304Ya

Видео:

Про просьбам посетителей чертежи выкладываю во второй части. Прошу сюда